вернуться к общему разделу

Опытно-экспериментальное исследование межличностных отношений в детском коллективе: диагностика и коррекция. Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада (методом игровой социометрии).

Методики, процедура проведения эксперимента.
Гипотеза: Социометрический тест поможет выявить детей с проблемами в межличностных отношениях, проведя коррекционную работу, можно улучшить отношения в коллективе.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу и информацию, приведённую выше.
25 мая 2012 года совместно с психологом, было проведено опытно-экспериментальное исследование детей дошкольного возраста на базе детского сада №24 г. Жлобина. 12 октября 2012 года было проведено повторное исследование.
Была выбрана групп№5. Группа была средняя по численности (19 человек, 10 мальчиков и 9 девочек в возрасте от 4-5 лет) детского  сада №24 г. Жлобина.
После психологом была проведена  коррекционная работа с детьми с мая по октябрь 2012 года.

Цель:

-изучение   межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи:

-Проведение социометрического исследования;

-Выявление (диагностика) дошкольников с трудностями в межличностном общении;

-Коррекционная работа;

-Анализ диагностики и коррекционной работы.

Методика: Исследование проводиться в виде игры-беседы «СЕКРЕТ». 
Перед началом исследования необходимо подготовить красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы предлагается  три открытки.  Каждый ребенок отвечает на вопрос эксперта. При беседе с ребенком результаты фиксируются в бланке.
Ребенок, отвечая на данные вопросы, не должен видеть детей группы. Он беседует с экспертом наедине.
Исследование проводилось в первой половине дня.
Для того чтобы исследовать межличностные отношения провели игру «СЕКРЕТ».
Инструкция для испытуемых: Каждому ребенку из группы  сказали «Сегодня дети  вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дают три картинки  и говорят: «Давай представим, что эти  картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем  детям, которым захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому.
После выбора ребенком детей, его  спрашивают «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать средний   секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…..(называется имя)?  А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».

Методика по определению:  
В бланке специальными знаками отмечены выборы сделанные ребенком в отношении трех детей группы:

Взаимный выбор определяется следующим образом. Анализируется, кого выбрал данный ребенок и соотносится с тем, выбрали его эти дети. Например. Петя Б. выбрал Сашу А., а Саша А выбрал Петю Б. Следовательно, их выбор является взаимным.
По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:

-«звезда» - 5 и более выборов; I

-«принятые» - 2-4 выборов;II

-«непринятые» - 1 выборов;III

-«изолированные» -0 выборов.IV

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов в группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).
Определить УБГ

-высокий (I+ II) больше (III+IV);

-средний (I+ II) равно (III+IV);

-низкий(I+ II) меньше (III+IV) .

Важным показателем является индекс «изолированности», т. е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 20 % процентов).
Определение коэффициента взаимности по формуле:
(КВ) : КВ = (Р1/Р)Х100%, где
КВ - коэффициента взаимности;
Р1 - число взаимных выборов;
Р – общее число выборов, сланное в эксперименте.
На основании определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе. (КВ ниже 20% рассматривается как отрицательный показатель). 

Анализировались категории положительных и отрицательных выборов.

 

Анализ экспериментальных данных полученных в результате исследования.
1 ЭТАП
Социометрический анализ группы № 5.

Таблица 1 - «Социометрическая матрица». От 25 мая 2012 года:

Социометрическая матрица

 

Таблица 2 - Итоги социометрии:

Итоги социометрии

 

Диаграмма 1 - Результаты социометрии. Май 2012:

Результаты социометрии

«УБВ» =Низкий т. к (I+ II=9) <(III+IV=10)
 «Индекс изолированности»=21%-это процент детей, оказавшихся в группе изолированных.

(Этот процент не должен превышать 20%)

 

2 ЭТАП
Социометрический анализ группы № 5.

Таблица 3 - «Социометрическая матрица». Октябрь 2012 года

Социометрическая матрица №2

Таблица 5 - Итоги социометрии Октябрь 2012 года

Итоги социометрии №2

Диаграмма 2 - Результаты социометрии. Октябрь 2012 года:

Результаты социометрии №2

«УБВ» =Высокий т. к (I+ II=14) >(III+IV=5)
«Индекс изолированности»=10.5%-это процент детей, оказавшихся в изолированных.

(он не должен превышать 20%)

 

Диаграмма 3 - Сравнение результатов двух экспериментов:

Социометрия - результат эксперимента

Диаграмма 4 - Благополучная и неблагополучная группы. Динамика май-октябрь.

Социометрия - группы

Вывод:
Развитие межличностных отношений и самосознания ребенка в этом возрасте еще интенсивно продолжается. На этом этапе еще возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребенку полноценно прожить разные этапы возрастного развития. Существуют конкретных психолого-педагогических методов, направленных на гармонизацию межличностных отношений дошкольников.

 

Литература

1. Социальная психология: конспект лекций / И.Т.Кавецкий, С.А. Беляев.- Минск: Изд-во МИУ, 2009.-268 с.

2. Диагностико - коррекционная работа с детьми / Сост. О. М. Цыганкова. – Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2001.- 116 с.

3. Общение  детей 5-7 лет / 2-е издание. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001.-160 с.

 

Автор: Иван Максимов (психолог)

вверх

Тематика статей

Меню

 

 

X